рождественский базар

Газета "Сегодня вечером" о рождественских базарах в Риге


 

Рождественский базар

 

«Сегодня вечером» 13.12.1924.      

       

рождественский базар

Соломонову закону о вечном круговороте вещей в подлунном мире покорна, кажется, и наша рождественская ярмарка. Возникшая в тесном квадрате Ратушной площади, она в течение многих десятилетий своего существования перекочевывала с места на место и, совершив по городу круг, теперь возвращается на старое пепелище – к дому Черноголовых.

Почему именно Ратушная площадь явилась колыбелью рождественского базара, это объясняется тем, что в этом месте издавна, ещё с 16-го столетия город отводил место для ярмарочных балаганов.

Первые сведения о ярмарке в Риге относятся к тому моменту, когда Рига подпала под власть Польши, и бургомистр Николай Экк с синдиком д-ром Веллингом ездили к королю за разрешением устроить в городе ярмарку. И действительно, уже в 1589 году в шрагах (уставах) компании мелочных торговцев упоминается, что чужеземные купцы однажды в год на 6 недель могут устраивать выставку и продажу своих товаров. Рижская ярмарка устраивалась в разные времена года, но в отдалённое от нас время она никогда не выпадала на предрождественские дни.

Это вполне понятно, потому что зимою, когда замерзали море и залив, конечно, не прибывали к нам на кораблях иноземные купцы. Ослабевали на время холодов и замерзания Двины коммерческие отношения и с Россией, так как русские купцы, охотнее пользуясь удобным речным путём, торговали у нас лишь весною, летом и осенью.

Да и торговля носила тогда своеобразный характер. – Иностранцы могли продавать привезённые с собою вещи только оптом. Когда же рижские купцы «насыщались» товарами, то, согласно правилам от 14 мая 1630 года, всё непроданное можно было свезти с кораблей и лодок в «каменные дома и амбары». Там остатки запирались, и лишь в ярмарочный срок, который в древности начинался с первого дня после Троицы, замки снимались и иностранцам в течение двух недель разрешалось продавать «на куски, локти, лоты и квинтины».

Позднее был установлен и второй ярмарочный срок осенью, после праздника Св. Михаила.

О рождественской ярмарке ничего в старинных документах не говорится. Это естественно, так как возникла она позднее, когда развились более тесные торговые взаимоотношения с Россией, в русские времена, и когда у нас стал прививаться обычай устраивать ёлку и обмениваться подарками.

Нужно отметить, что несколько десятилетий тому назад, эта ярмарка не носила характера мелочного торга местными товарами. Сюда прибывали порою даже далёкие ирбитские купцы с их роскошными мехами и торговцы из центра России. Их не удерживало отсутствие железнодорожного сообщения с Ригой. До Пскова они двигались на «чугунке», а дальше – на санях.

На Ратушной площади многочисленным балаганам стало тесно, и рождественский базар был переведён к Домской церкви, во дворе её и на площадь. Главный ход туда был с Новой улицы. Кажется, одно время она находилась и против Бастионной горки, на площади, занятой теперь насаждениями.

Уже в самое последнее время её перемест. на Равелинную площадь (уг. Бульв. Свободы и Елизаветинской ул., рядом с нынешним зданием суда).

Теперь снова мы будем покупать игрушки и мелочи на старом месте.

К сожалению, в наш прозаический век, вряд ли чем-нибудь отметят, как самый акт перевода ярмарки, так и её открытие. В старину люди умели обставлять редкие моменты пышнее. А уж без традиционного колокольного звона было совсем стыдно обходиться.

За звуки родного колокола наши бюргеры умели даже вести борьбу; как памятник последней до наших дней сохранилось прошение купцов, поданное в июле 1653 года в Ратушу. Купцы настаивали, чтобы и в Риге «по примеру других городов, в 12 часов первого дня, большой колокол вызванивал ярмарку, а также в последний день хорошенько отзвонил бы её и, таким образом, это богоугодное дело начиналось бы в добром порядке, на что всевышний Господь дал бы свою благодать».

С переводом ярмарки на её первоначальное место было бы не вредно восстановить эту старинную и довольно красивую традицию…

 

Б. Шалфеев.