О рижской колдунье
(Новогодняя сказка)
Как русские взяли Ригу и как Рига уйдёт под землю.
Газета «Сегодня вечером» 31.12.1924.
Эту сказку довелось мне услышать в детские годы, когда на родину мою, на отрезанный от железной дороги захолустный лифляндский уголок Голгофск, надвигались ещё сумрачные, дремучие леса, в которых зимою показывались волки, куда летом забегали лоси и где по ночам дико кричали филины.
Вьюга домела до окон нашего маленького домика сугроб. Ветви обледенелых деревьев сердито царапались по деревянным доскам крыши, в трубе жалобно плакала «душа непогребённого младенца».
В тёплой, полутёмной комнатке, освещённой лишь скупым пламенем лампадки, мы с сестрёнкою сидели, крепко прижавшись к коленям старушки, которую дети звали «муимамма» и, затаив дыхание, слушали занятный, немножко страшный и странный рассказ.
- Есть, дети, далеко отсюда город – Рига, с большими башнями и многими церквями. Дома там такие, как несколько наших церквей, взятых вместе, а самый маленький из них выше старого дуба, который растёт по дороге к кладбищу.
Людей там больше, чем листочков на липе, и все они важные, как наш барон, и богатые, как лавочник.
Сама я никогда там не была, но вам, когда вы станете большие, придётся поехать в Ригу учиться.
А каждый новый год вы, как все деревенские люди будете приезжать в гости домой, потому что новогодняя ночь – самая страшная для Риги. В новогоднюю ночь Рига когда-нибудь провалится под землю.
О том, почему и как это будет, я расскажу, мои милые, вам.
Старушка поправила свой платок, погладила белокурую головку моей сестрёнки и начала свой рассказ.
В старые, старые годы, когда чаще бывали чудеса на земле, Рига была очень крепким городом. Войско ни одного царя, ни русского, ни заморского, не могло победить её. И никого из чужих людей не пропускали через железные ворота за стены к высоким домам.
Зато очень часто из-за стен выходили на большую дорогу одетые в железное платье солдаты и грабили всех, кто проезжал с товарами и вещами по широкой дороге мимо города.
На это очень сердились многие цари, и вот русский царь захотел взять и разрушить Ригу.
Много раз нападал он на город, громко стрелял в него из пушек и из таких ружей, которые в десять раз больше, чем у нашего лесничего. Но ничего у него не выходило. Победить никак не удавалось.
А была Рига такой сильной потому, что в ней царствовала тогда очень сильная колдунья. – Как только враги начинали стрелять, она сейчас же обращалась в огромную сороку, летала над башнями города и, щебеча колдовские слова, отводила все пули вбок, в широкую реку Двину, про которую вы умеете петь песенку.
Зато пули защитников города летели прямо и убивали многих нападающих. А в самых главных начальников стреляла сама колдунья – сорока, и после её пули никто не оставался в живых.
Три года стоял русский царь около Риги и понял, наконец, что грозного города взять нельзя.
Опечаленный, он уже хотел уйти вместе с войском обратно в свой город Москву и велел уже запрягать лошадей, как вдруг к нему пришёл солдат, по имени Петруша, и сказал:
- «Царь, я знаю, как можно победить Ригу. Могу сделать это, но только тогда я через три дня должен буду умереть».
Царь начал очень просить Петрушу, чтобы тот помог ему победить злой город и обещал за это много, много денег, золота, серебра и большое имение. Но Пётр сказал:
- «Царь, зачем мне это всё, если я через три дня умру?»
Царь обещал, что сделает жену, детей Петруши и всех его дядей, тёток, двоюродных братьев и сестёр самыми богатыми людьми в России.
Петруша ответил:
- «Нет у меня никого из родных. Но я всё-таки помогу тебе победить злую Ригу, если ты после взятия города построишь там большую церковь, поставишь на башне петуха, величиною с лошадь, и назовёшь эту церковь моим именем».
Царь обещал построить в память Петра церковь, и Петруша потребовал, чтобы ему сделали 9 серебряных пуль, да таких, чтобы каждая из них была в три раза тяжелее предшествующей.
Для этого надо было много серебра. Для изготовления пуль царь срезал даже со своего богатого кафтана все серебряные пуговицы. И в одну ночь желание Петруши было исполнено.
На другой день, как только солнышко показалось над башнями Риги, русские солдаты все стали палить из всех ружей и пушек сразу.
Владычица Риги, конечно, обратилась в сороку и поднялась высоко к тучам. Когда она увидела Петрушу, то громко и печально прокричала:
- «Ах, это ты опять, Пётр. Ты ли? Отвечай!»
Пётр ничего не сказал страшной птице, а выстрелил в неё. И она тоже в то же самое время выстрелила в Петрушу.
Обе пули столкнулись на одинаковом расстоянии между колдуньей и солдатом, и вместе упали на землю.
Потом они второй раз выстрелили вместе, но серебряная пуля уже отодвинула пулю колдуньи немножечко назад. Третья пуля упала ещё ближе к колдунье и, наконец, девятая пуля попала прямо в грудь владычице Риги.
Сорока громко вскрикнула, обратилась в большую страшную женщину и сразу провалилась сквозь землю.
Тогда Рига сдалась, русский царь нашёл в белых стенах так много золота и серебра, что не мог увезти даже на сорока возах.
А Петруша всё время ходил бледный, печальный и только глаза его сверкали как светлячки в траве в Ивановскую ночь.
На третий день после взятия города царь начал строить церковь, как обещал Петру. Когда положили первый камень, то под землёю раздался гром, как будто кто-то большой и страшный заговорил. Петруша тогда сложил руки крестом на груди и сказал:
- «Да, это я и Рига моя!»
Потом он пошатнулся и упал мёртвым.
Петрушу похоронили на том же месте, где он умер, а сверху построили красивую красную церковь, которая и теперь – самая большая в Риге.
С того времени никогда ни сорока, ни какая-нибудь другая лесная птица не летают над башнями Риги.
Но злая колдунья не забыла своего города. Раз в году, и это всегда бывает в ночь под Новый год, над Двиною показывается громадная белая фигура колдуньи и спрашивает, обернувшись к городу:
- «Готова ли Рига?»
И каждый раз в ответ ей как будто из подземной глубины, слышатся слова:
- «Нет, она ещё принадлежит Петру».
Но будет ночь, когда кто-нибудь ответит колдунье словом «готово!»
Тогда раздастся такой страшный грохот, что будет слышен даже в нашем Голгофске. Засверкают молнии, как в летнюю грозу, раскроется земля и сразу поглотит всю Ригу.
Подземным городом снова станет управлять царица-колдунья, а на месте Риги, наверху, останутся только Петровская церковь и жёлтые песчаные холмы …
Потому-то все деревенские люди стараются на время Нового года уехать к себе домой, а самые осторожные из рижан встречают Новый год не у себя в домах, и не на улицах, а в Петровской церкви, где в ночь под Новый год идёт богослужение …
Смолкла «Муимамма», но мы с сестрёнкой долго молчали, как заворожённые, и в глубине своей маленькой души я дал слово никогда не проводить жуткой новогодней ночи в Риге.
Я и теперь на время рождественских праздников и новолетия стараюсь уехать куда-нибудь в деревню.
Только один вопрос в последние годы тревожит меня: - каким стилем пользуется рижская колдунья? Старым или новым?
«Муимамма» ещё жива. Надо будет навести у неё справку, и, кстати, записать ещё несколько из её очаровательных старинных сказок …
Б. Поморский