«Рижский вестник» 11 июля (по старому стилю) 1901 года: Вчера (10.07.1901.) состоялось открытие движения электрической железной дороги по линии Александровские ворота – Александровский мост


 

Открытие электрической дороги

 

«Рижский вестник» 11 июля 1901 года.

 

рижский трамвай

Вчера (10.07.1901.) состоялось открытие движения электрической железной дороги по линии Александровские ворота – Александровский мост. К 12 часам дня прибыли приглашённые в числе свыше ста человек, между которыми были: исправляющий должность вице-губернатора П. И. Давиденков, начальник жандармского управления полковник Прозоровский, старший фабричный инспектор  Н. Н. Юргенсон, рижский полицмейстер П. К. Гертик, помощники его В. М. Войтов и Вильбоа, помощник начальника риго-орловской жел. д. П. М. Афросимов, начальник службы телеграфа риго-орловской жел. д. полковник Малыхин, директор политехнического института с. с. Гренберг, а также городской голова Армштэд, бывший городской голова Керковиус, представители городской управы, заводов «Феникс», «Унион» и Балтийского вагонного завода и много других лиц. Прибывшие осмотрели здание главного депо у Александровских ворот, где стояли украшенные зеленью и флагами новые вагоны электрической дороги. Затем все участники разместились в 10 вагонах, предназначенных для поездки по линии и произведена была проба вагонов, которые оказались весьма удобными и изящными. Вагоны ходят легко, без толчков при остановках, плавно покачиваясь на мягких рессорах. Кондуктора, видимо, уже вполне освоились с управлением вагонами. Пробег по линии до моста и обратно был сделан за 30 минут. По возвращении в депо присутствующим предложена была солидная закуска, а во время шампанского, которое лилось рекой, были произнесены тосты: директором электрических дорог Агте за здравие Государя Императора, причём был исполнен народный гимн, за и. д. лифляндского губернатора Булыгина, который по болезни не мог присутствовать на торжестве, за бывшего городского голову Керковиуса, который первый дал толчок разрешению вопроса об электрических дорогах, за настоящего голову Армштэда, за строителя дороги и др.; консул Шварц предложил тост за министров финансов и внутренних дел; городской голова Армштэд благодарил за внимание и пожелал процветания дороге и обществу. Было много других тостов. После закуски гости постепенно группами садились в вагоны и отправлялись осматривать электрическую станцию около Цитадели. Во время поездок по линии на Александровской улице была масса любопытных.

Работы по устройству открытой вчера главной линии рижских электрических дорог по Александровской ул. распадались на три части: укладку рельсов и устройство проводников тока, постройку вагонного здания и центральной электрической станции. Старые рельсы конно-железной дороги заменены новыми, более прочными, ввиду большей тяжести электрических вагонов. Ток проведён над землёю по системе Томсона-Гоустона. На поперечных через улицу проволоках, укреплённых на железных столбах, лежит медная продольная проволока в 8 мил., по которой ток проходит к вагонам. Эта продольная проволока питается электричеством в пяти отдельных пунктах всей сети, непосредственно соединённых с центральной станцией особыми подземными кабелями. Каждый такой провод действует самостоятельно, так что в случае порчи прекращается движение только в одной части всей сети дорог. Описание внешнего вида вагонов у нас уже было напечатано. Заметим лишь, что в вагонах находятся особые снаряды для предохранения от молнии, так что возможно движение вагонов даже во время сильной грозы. На вагонной станции у Александровских ворот могут поместиться 72 вагона. Помещение светлое и просторное, построенное по всем новейшим требованиям техники. Имеется даже особая мастерская для производства всевозможных починок вагонов. Электрическая станция находится вблизи таможни. Труба вышиною в 60 метров. Здания машинное и котельное красивой архитектуры. В машинном здании три паровых динамомашины, каждая в 500 лошадиных сил, непосредственно соединённых с динамомашиной прямого тока соответствующей силы. Две таких машины могут снабжать электрическим током 100 вагонов; третья же остаётся в запасе на случай, если при порче придётся приостановить работу одной из машин. На длинной мраморной распределительной доске помещаются все аппараты для промера, регулирования и контроля отпускаемого электричества. В помещении за распределительной доской находится батарея аккумуляторов (силою в 500 амперов) для смягчения возможных при уличном движении толчков тока. Рядом с машинным залом помещение для четырёх водотрубных паровых котлов; далее помещение для угольного ящика, из которого уголь по рельсам доставляется прямо к котлам. В помещении для насосов три котла, доставляющие в час по 15000 литров воды; здесь же помещается и бассейн с аппаратом для очистки воды, для того чтобы в паровых котлах не осаждалась известь. Всё устройство электрических дорог акционерным обществом рижских трамваев было поручено русскому электрическому обществу «Унион» и берлинскому электрическому обществу. Отдельные части для электрических дорог поставили: Русско-балтийская фабрика аккумуляторов, Русско-балтийский вагонный завод, акционерные общества Рихард Поле и Мантель в Риге и таганрогские железные заводы.

 

 

«Рижский вестник» 11 июля 1901 года.