Рижские «старости» предлагают вашему вниманию два рассказа про одни и те же события. Это статья из рижской газеты «Суббота» и сюжет из телепередачи «Человек и закон». В общих чертах всё сходится, а различия в мелочах ищите сами J


Дело ёжика.

 

Летом 1966 года в столице Латвии снимался фильм «Последний жулик». Главную роль в нём играл Николай Губенко, а одну из второстепенных – молодой актёр, но уже весьма популярный как певец и поэт Владимир Высоцкий. Мужественный и эффектный кумир всех советских женщин. В свободное от съёмок время Владимир нередко отдыхал в окружении представительниц прекрасного пола, и всякий раз его спутницей была новенькая …

Тем временем в окрестностях Риги начал орудовать сексуальный маньяк. Его жертвами становились девочки от пяти до 15 лет. Рассказы об ужасах, творящихся в зелёной зоне вокруг города, передавались из уст в уста. Пресса же хранила партизанское молчание: в советской стране такой аморалки не могло быть по определению.

Милиция фиксировала всё новые жертвы и постепенно пришла к выводу о том, что все изнасилования совершал один и тот же человек, что лишний раз подтверждали анализы спермы – группа крови всех анализов совпадала (о генетической экспертизе тогда ещё речи не шло). Но что конкретное могли сказать измученные и запуганные девочки про злого дядю?! Из их сбивчивых показаний складывался весьма туманный образ молодого мужчины с буйной растительностью на голове, но такими персонажами в те времена расцвета движения хиппи улицы Риги буквально кишмя кишели.

За три месяца число жертв выросло до 14, два изнасилования завершились убийством. Всякий раз сценарий маньяка был примерно одинаков: вежливый незнакомец подкарауливал момент, когда одинокая девочка играла в лесу или вблизи зарослей кустов, и предлагал сходить с ним вместе, чтобы … посмотреть ёжика. Доверчивые дети соглашались без всякой задней мысли.

 

Большинство малышек, которым на вопрос о появлении детей родители рассказывали басни про капусту, детский магазин и аиста, были вообще не в состоянии осознать то, что с ними случилось. Их рассказы почти не отличались: обещал показать ёжика, пошли в лес, срывал одежду … и боль. Потом злой дядя заставлял их почистить одежду и отпускал. Некоторые дети стеснялись сразу поведать о случившимся родителям и открывались лишь через несколько дней, а одна из девочек рассказала об изнасиловании не маме, а соседке.

 

«Иди ко мне в парадную …»

 

Решение задачи появилось совершенно неожиданно. Очередная жертва маньяка – 14-летняя девушка – запомнила случившееся очень хорошо. Это уже был не наивный детский рассказ, а настоящее свидетельство.

Молодой чернявый-кучерявый мужчина, чья внешность хорошо запечатлелась в памяти жертвы, во время совместной прогулки декламировал собственные (по его словам) стихи: «Иди ко мне в парадную, люблю тебя нарядную …» (Девушка запомнила три-четыре куплета и то, что её «ухажёр» приехал в Ригу из Ленинграда). А дальше всё шло по прежнему сценарию: нападение, раздевание, насилие … Эту и других взрослых девочек он связывал, перед тем как совершить своё грязное дело.

Опытным работникам сыска стихи показались знакомыми – они очень напоминали блатные куплеты, которые любили сочинять заключённые. Тогдашний начальник Рижского управления криминального розыска Анрий Кавалиерис отправил сочинения насильника коллегам в Ленинград и попросил узнать, не освободился ли за последнее время какой-нибудь «поэт».

 

Вскоре пришёл ответ: ни на кого из питерских преступников почерк рижского маньяка вроде бы не похож, но если судить по стилю и лексике, то эти стихи мог написать популярный актёр и певец Владимир Высоцкий. Или кто-то откровенно косящий под знаменитость. На всякий случай ленинградские коллеги прислали латвийским фото Владимира Семёновича. Весьма дурного качества. Портрет актёра перемешали с фотографиями других похожих на него мужчин и показали подборку жертвам. Тут следователей ждал очередной шок: все девочки показали именно на Высоцкого. Период, когда актёр снимался в Риге, практически совпадал со временем большинства изнасилований. Так что все улики настойчиво указывали на одного человека. Кавалиерис срочно отправился в Москву и попросил московских коллег проследить за актёром до его приезда …

 

100-процентное алиби

 

Когда рижанин добрался до столицы, Высоцкий чуть не удрал от слежки. По приказу начальника Московского угрозыска его задержали уже в аэропорту, когда он садился в самолёт, отправлявшийся в Одессу. Задержание и поездку на Петровку, 38, актёр воспринял на удивление спокойно. Он спокойно и с достоинством отвечал на все вопросы, но воспоминания про рижские съёмки у него сохранились довольно смутные.

Постепенно следователь убеждался в том, что женщины ему нравятся. Но … Это не имеет никакого отношения к юным рижанкам. И всё же Кавалиерис задал прямой вопрос: «Не делали ли Вы в Риге чего-то плохого?» И только тогда Высоцкий узнал, в чём он, собственно, подозревается. Но не обиделся и держал себя в руках. Заполнил протокол и его отпустили домой. Вскоре подтвердилась информация, о том, что во время нескольких эпизодов изнасилования актёр уезжал из Риги на пробы и другие съёмки. В конечном счёте следователи убедились в стопроцентном алиби Высоцкого.

 

Высоцкий воспринял всю нелепицу, творившуюся вокруг него, с большим пониманием и даже вручил Кавлиерису приглашение на свой спектакль на Таганке, куда было невозможно достать билеты. И предложил следователю звонить ему всякий раз, когда тот будет в Москве. – звал в гости или ещё на какой-нибудь спектакль. Некоторое время спустя Высоцкий познакомил Кавалиериса с Мариной Влади: «Это тот самый человек, который меня почти посадил».

 

Наш Шерлок Холмс.

 

Итак, следствие вернулось к тому, с чего начало, - к нулю. В то время Кавалиерис как раз прочёл книгу про новейшие сыскные методы криминалистов из Скотленд-Ярда, в которых следователи прибегают к помощи профессиональных художников. Рижанин решил доказать, что наша «Бейкер-стрит» ничем не хуже лондонской. И предложил знаменитой художнице Джемме Скулме нарисовать портрет насильника, основываясь на рассказах его жертв. Джемма отказалась, пояснив, что привыкла писать картины с натуры. Тогда за дело взялись не менее известные коллеги по цеху Свирскис и Налогин.

Портрет получился хороший – он был поразительно похож… на Высоцкого. Картину показали по телевидению в перерыве между двумя популярными передачами. Впрочем, не особенно надеясь на успех. Но следователей ждал сюрприз. Уже на другой день в милицию позвонила некая работница фабрики «Ригас мануфвктура», которая признала в портрете ухажёра своей коллеги.

 

Выяснилось, что этот человек и вправду недавно переехал в Ригу из Ленинграда, а также пишет стихи «под Высоцкого», на которого весьма похож внешне. Во время обыска квартиры Юрия Родина был найден целый чемодан черновиков подобных сочинений, а среди них те самые строчки: «Иди ко мне в парадную …» Впрочем, сам обвиняемый, ранее судимый, вину свою напрочь отрицал.

 

Вполне талантливый маньяк

 

Задержанного поместили в изолятор милицейского управления, чтобы на другой день устроить опознание. В его результатах никто не сомневался. Но тут снова случилось непредвиденное. Кавалиерис решил ещё раз поговорить с преступником, для чего вызвал его из изолятора (в подвале) в свой кабинет (на втором этаже). Когда конвойный открывал вторую дверь приёмной начальника управления криминального розыска, Родин бросился бежать. Почему вместо положенных двух его сопровождал всего один человек? Почему на руках преступника не было наручников? Ответов теперь уже не найти … Но факт остаётся фактом – Родин выпрыгнул из окна и, вполне возможно, что побег удался бы, если бы во время полёта преступник не ударился об угол колонны: разбив ногу, он потерял сознание. И очнулся в больнице Центральной тюрьмы.

Но это ещё не был конец всех мытарств. По советским законам всех новичков в тюрьме обривали налысо. Вот и на сей раз тюремные охранники потрудились на славу над пышными локонами Родина. В результате тот оказался совершенно непригодным для опознания. Ждать же, пока волосы отрастут вновь, следователи не могли.

Решили обратиться за помощью к театральному парикмахеру, которому заказали парик, формой напоминавший былую шевелюру преступника. В конечном счёте его не использовали. К тому времени Юрий Родин прекратил отпираться и заговорил сам, подробно и смачно описывая все эпизоды. Он помнил и мог описать всех девочек.

Тем временем литературные специалисты, которым в своё время давали для исследования стихи преступника, нашли его вирши довольно талантливыми. А психиатры признали Родина вменяемым. Уйти от высшей меры наказания у преступника не было никакой возможности. По иронии судьбы приговор был приведён в исполнение … в ленинградском изоляторе смертников. На родине преступника.

 

И ещё один удивительный момент. «Фото Высоцкого», которое первоначально было прислано из Ленинграда, оказалось вовсе не портретом актёра. Работница милиции, которой было дано задание отправить письмо в Ригу, ошиблась и положила в конверт фото какого-то преступника из архива. Справедливости ради надо сказать, что он тоже был очень похож на Высоцкого …

Газета "Суббота" №13/456-2003 (28 марта – 3 апреля 2003 года)


 

 

Сюжет из телепередачи «Человек и закон». 



А вот и "Последний жулик" - https://www.youtube.com/watch?v=uQEC2GEjYZI