рижский трамвай

Рижские газеты «Сегодня» и «Сегодня вечером» об открытии движения электрического трамвая в Риге 17 июля 1901 года


Как пошёл в Риге первый вагон трамвая

 

«Сегодня вечером» 19.07.1926.

 

рижский трамвай

Без преувеличения можно сказать, что одно из самых выдающихся событий в истории города Риги – это открытие городского электрического трамвая. Мы, избалованные люди столицы, и не подозреваем, что стало бы с Ригой, если бы в один прекрасный день перестали ходить трамваи. Перестали бы и не шли бы совершенно. Если помучить нас рижан, задвинцев и краснодвинцев и московскофорштадцев так – с годик? Привыкли бы пешком ходить? Разумеется. Так вот, если вдруг через год неожиданно по улицам Риги прогрохотал бы первый вагон трамвая, что сделали бы рижане? Здесь можно было бы описывать как «их» забросали бы цветами, как чествовали бы дирекцию, с каким усердием покупали бы билеты, зачастую переплачивая за них трёхкратное. Но зачем писать об этом, чего не было, и надеемся, не будет, если можно послушать старожила, видавшего последние дни рижской «конки» и первый парадный рейс рижских трамваев.

Перед тем как повествовать о первом вагоне электрического трамвая, необходимо убедить читателей в том, что в Риге электрический трамвай ходит отнюдь не со времён Густава Адольфа. Читатели, не достигшие 26-летнего возраста, вероятно, с трудом поверят, что по милым рижским улицам когда-то плелись вагоны с впряжёнными в них лошадьми и что машинист того времени орудовал лишь кнутом, других дел у него не было. Нечего и говорить, что и задавленных в то время было мало. Разве какой подвыпивший мастеровой, заснувший средь бела дня на рельсах…

Расцвет Риги начался с рождения электрического трамвая.

Впервые рижане увидели трамвай на юбилейной выставке летом 1901 года. На выставке, занявшей в то время громадную территорию Эспланады, Стрелкового сада и часть канала, был свой «гвоздь». Этот гвоздь в виде настоящего вагона-трамвая, помещался слева у входа на выставку с Елизаветинской улицы. Вагон, как есть, с контактным шестом, звонком и рукояткой был предоставлен обозрению публики. Нечего и говорить, что вагон трамвая всегда был битком набит. Каждый норовил в первый и в последний раз в своей жизни потоптать сигнальный звонок и покрутить за рукоятку. Подозрительно косились на трамвай провинциалы.

- «Ни за что не сяду в эту чёртову машину» - отмахивался солидный деревенский папаша, между тем, как его сынок уже вскарабкался в вагон и неистово звонил. Многие отказывались верить, как это будет двигаться вперёд такой «трамвай». После краткой лекции о трамвайном двигателе какой-то гражданин, помню, сказал – «Хорошо, я всё понимаю, только вот не знаю, куда здесь лошадей-то впрягают…»

Настал долгожданный день 17 июля 1901 года.

Рельсы давно были проложены, воздушная проволока натянута и 200000-ное население высыпало на тогда ещё Александровскую улицу, окаймляя шпалерами улицу от «большой пумпы» (нынешняя Новая Гертрудинская церковь) до Известковой улицы.

Первый трамвайный рейс был обставлен весьма торжественно. Но, впрочем, пусть об этом лучше расскажет один из виновников торжества – первый вагоновожатый города Риги Иосиф Тумович, благоденствующий и поныне в должности заведующего службой движения и стоящий ежедневно против кафе Л´Опера.

«Помню, был прекрасный июльский день, ну, в аккурат как сегодня. Приготовили мы, значит, первый новенький трамвайный вагон. Все «господа» сначала приехали в депо на извозчиках, потом уселись в вагон и поручили мне управлять первым вагоном. Дули мы из депо по Александровской улице прямо до самого Редлиха без остановки. Как сейчас помню в 9 минут. Публики вдоль линии прямо тьма. Провожают, кричат: «Ура!». Машут платками. Хоть прослезись – вот было время. Так вот доехали до Редлиха и повернули направо, где ныне Национальный театр, там был тупик. Никаких круговых линий тогда ещё не существовало. Дирекция, значит, по случаю открытия расщедрилась, угощенья, то-другое. Словом, открыли с «фасоном».

Оказывается, что из старых машинистов, видавших первый рейс, остался лишь Тумович. Ещё дожил до юбилея контролёр «старый Мюллер». Знакомая старожилам фигура, да ещё кондуктора, кажется Шлок, Зедынь и Крастынь.

Не легко прожить двадцать пять лет, стоя за рукояткой трамвая. Какая бы ни была погода, жара-ли, мороз-ли, революция, война, вагоновожатый неизменно на своём месте.

 

Р. Целмс


 

Рижскому трамваю исполнилось 25 лет.

 

«Сегодня» 18.07.1926.

 

рижский трамвай

Вчера исполнилось 25 лет со дня открытия движения электрического трамвая в Риге, заменившего существовавшую тогда «конку».

 

Первой была открыта теперешняя линия №1 по бульвару и ул. Свободы.

Над перестройкой этой линии работали очень долго. Прежде эта линия начиналась у теперешнего моста Свободы и шла только до новой Гертрудинской церкви, где тогда был рынок «Большая Пумпа», у которого приезжие в Ригу крестьяне поили своих лошадей. Вначале построили двойную колею электрического трамвая от Ревельской улицы до больших Александровских ворот, где впоследствии был сооружён виадук, причём эта часть бывшей Александровской улицы была превращена из шоссе в улицу с шведской мостовой. Потом линию продолжили в две колеи до теперешнего моста Свободы – обратно в город, не нарушая в то же время движение конки. Одновременно с этим начали строить так называемую Окружную линию, а потом в порядке постепенности были перестроены существовавшие тогда конные линии по улице Кр. Барона и Мариинской (теперешней линии 4 и 3). Первая тогда начиналась с угла Ткацкой ул. и шла только до Рыцарской: её немедленно перестроили, удлинив до теперешней Ревельской ул. Что касается Мариинской конки, то она шла до Двинской наб. у ж. д. моста с угла Столбовой и Ключевой улиц. И эта линия была удлинена до Павловской церкви.

Вагоны нового электрического трамвая были сооружены, главным образом, на Русско-Балтийском заводе в Риге и, отчасти, на ревельском заводе «Двигатель». Как первый вагон трамвая из завода был выпущен №160, который немедленно был отправлен на бывшую в то время рижскую юбилейную (700-летия) выставку, которая была в 1901 г. Вагон был выставлен на теперешней Эспланаде и ежедневно собирал около себя громадные толпы рижан, с нетерпением ожидавших открытия движения нового трамвая. Электрическое же оборудование вагонов-моторов взяла на себя известная фирма «Унион».

Открыта была первая линия торжественной поездкой дирекции правления трамвая и тогдашних властей в украшенном зеленью и русскими флагами вагоне по улице Свободы и вокруг города по Окружной линии. Вторую линию - №4 – открыли не менее торжественно, причём в поездке принял участие также тогдашний архиепископ рижский и митавский высокопреосвященный Агафангел.

Первое время публика набросилась на новинку, и вагоны трамвая брались с бою, т. к. всем хотелось испробовать новое сообщение, которое действовало с первого раза без всяких дефектов.

Во время мировой войны большую часть вагонов русские власти эвакуировали в центральные губернии России и теперь Риге приходится обзаводиться новыми вагонами, а также постепенно возобновлять разрушенные войною до того построенные линии.

 

Однако первый выпущенный из Русско-Балтийского вагонного завода вагон-мотор № 160 ещё и теперь курсирует по улицам нашего города.