Продолжение

 

(начало ЗДЕСЬ)

1925 год

 

 

Газета «Сегодня» 24 апреля 1925 года о постройке понтонного моста: наибольшие шансы на получение заказа по постройке частей нового понтонного моста имеют местный завод «Феникс» и мастерские либавского военного порта: их предложения самые дешёвые и выгодные.

Кому из обоих заводов будет передан заказ, выяснится на заседании городской управы 24 апреля. Заграничные фирмы просят значительно дороже. Исходя из сметы «Феникса» и мастерских либавского порта, постройка новых частей понтонного моста не превысит 52 милл. Рублей. Работы по постройке понтонов должны быть закончены к следующей весне.

 

Новый понтонный мост будет перемещён и начало его на городской стороне будет находиться между Весовой и Грешной улицами, а на Задвинской стороне – напротив Шкунной улицы.

 

1926 год

 

Газета «Сегодня вечером» 8 апреля 1926 года сообщила о начале ледохода и о прекращении движения по понтонному мосту.

 

Прервано движение по понтонному мосту.

 

В связи с начавшимся на Двине ледоходом, вчера вечером было отдано распоряжение о прекращении движения по понтонному мосту и о выводе отдельных понтонов. Сообщение по мосту было прекращено в 9 час. Вечера, после чего начался вывод понтонов. Сегодня утром уже были выведены четыре понтона, а остальные, вплоть до остатков бывшего Любекского моста, постепенно уводятся в зимнюю гавань за дамбой АБ. Уцелевшая часть Любекского моста остаётся. Сообщение по понтонному мосту будет прервано на всё время ледохода…

 

… Всё сообщение с Задвиньем в настоящее время происходит по старому жел.-дорожному мосту. Кроме того, сообщение между обоими берегами поддерживается городскими пароходами, совершающими рейсы от городской набережной к Клюверсгольму.

 

«Сегодня вечером» 9 апреля 1926 года: Лёд на Двине.

 

… Сегодня утром двинувшийся со стороны Огера лёд большими массами застрял у жел.-дорожного моста. Работавшие утром у мостов буксиры от нахлынувшей массы льда рассыпались по Двине и скрылись в бухтах. Весь участок правого рукава Двины от мостов и выше заячего острова загромождён льдинами, которые в некоторых местах достигают высоты до сажени. Лёд устремился по левому рукаву Двины, и ледяные массы с треском бьются о слабые устои Любекского моста. Пока лёд, идущий небольшими массами, ещё не представляет опасности сносу моста. Во избежание разрушения остатков Любекского моста, портовое управление выслало спешно большие ледоколы «Зибенс», «Тримпус» и «Пикол», которые спешно взламывают лёд в правом рукаве, где лёд не встречает препятствий к выходу в открытое море…

 

… Сторожевой пост у понтонного моста соединён телефоном с Юпгфрауенгофом, откуда ежеминутно поступают сведения о ходе льда. Большая масса любопытных толпится на набережной, наблюдая за первым в этом году большим ледоходом в Риге…

 

В конце концов, остатки Любекского моста не выдержали напора стихии. Три пролёта моста были снесены. Газета «Сегодня» 15 апреля 1926 года так описывала это событие:

Вчерашний день ледохода можно назвать настоящим «большим днём» ледохода…

… Около полудня внезапно к городу со стороны Далена надвинулась громадная масса льда, несомая быстрым течением к мостам. Немного после полудня лёд покрыл собою всю реку. Лёд шёл громадными льдинами, как по правой стороне реки, так и по так называемой сухой Двине.

Известие о начале ледохода быстро собрало к набережной большую толпу любопытных. Действительно, ледоход представлял грандиозную картину.

Сталкиваясь с быками железнодорожных мостов, громадные льдины с треском и шумом ломались, лезли вверх, крошились и плыли дальше грязной бело-коричневой массой. К часу дня уровень воды поднялся настолько, что льдины достигли высоты набережной.

По городу распространились слухи, что под угрозой находятся оба железнодорожных моста. На место прибыли городские инженеры, представители морского департамента, министерства сообщения и полиции. Предполагалось даже запретить сообщение по старому железному мосту, после обследования на месте, сообщение прервано не было. За то было прервано совершенно пароходное сообщение с Задвиньем…

… Около часу дня было ясно, что серединные части оставшегося деревянного Любекского моста не выдержат. Видно было, как под напором сплошной массы толстого льда дрожал мост и кривились ледорезы.

Ровно в шесть дня под натиском льдин покосился пятый по счёту со стороны Задвинья ледорез. Через несколько минут подпиленный в подводной части острыми льдинами рухнул и четвёртый ледорез. Вырванные вместе со сваями оба ледореза ударились об устои деревянного моста и вслед за этим с сильным грохотом под громкие возгласы толпящейся у берега публики рухнули три пролёта деревянного моста.

 

Более сильный шестой ледорез и стоящий за ним деревянный бык моста уцелели, но ненадолго. Не прошло и получаса, как тут же на глазах у любопытных ледорез был поломан, вырван с места и унесён вниз по течению. Устой моста всё же продержался до самого вечера. В погоню за сорванными пролётами деревянного моста портовое управление выслало буксир «Пиколс»…

… Сорванные льдинами три пролёта Любекского моста, вместе с защитными ледорезами, были отнесены вниз по Двине. Немедленно было дано распоряжение сделать попытку задержать сорванные устои моста.

Около 4-х часов с маяка в Болдераа были замечены несущиеся вниз по Двине деревянные части Любекского моста.

Стремительным течением несущиеся сплошные массы густого льда не давали возможности выйти из бухт портовым ледоколам и задержать фермы и доставить их к берегу. Мимо мола вскоре ледяными массами мост был отнесён в открытое море.

В это время со стороны Межрага приближался в Болдераа ледокол «Кр. Валдемар», который заметил плавающие устои моста. С большими трудностями «Кр. Валдемару» удалось стальным канатом зацепить два устоя моста и отвести их в более безопасное место.

Рисунок из газеты «Сегодня» 16 апреля 1926 года

Газета «Сегодня вечером» 19 апреля 1926 года: Разборка Любекского моста.

 

В ближайшие дни будет приступлено к разборке уцелевших частей Любекского моста. Продолжение нового понтонного моста не будет поставлено на месте, ныне занимаемом Любекским мостом, а несколько ниже. К установке понтонов будет приступлено немедленно после прибытия новых понтонов из Либавы. Эти понтоны прибудут после того, когда Рижский залив будет совершенно чист от льда. На днях в Либаву выехал городской инженер Кривошапкин, чтобы выяснить на месте срок окончательной сдачи понтонов.

 

Вернувшись из Либавы инж. Кривошапкин сообщил следующее: Из 14 понтонов (один будет считаться в резерве) на воду спущены уже 8 понтонов, к которым приспосабливают фермы и деревянные части. Остальные 6 понтонов находятся ещё в эллингах, однако, они уже почти закончены и в ближайшем будущем состоится их спуск на воду. Работы по изготовлению понтонов будут закончены к 1-му мая, и отправка понтонов в Ригу будет зависеть только от погоды. Понтоны будут отправлены в Ригу постепенно тремя партиями, причём доставка их будет поручена рижскому портовому пароходу «Гидрограф».

22 апреля 1926 года в газете «Сегодня» появилась такая заметка: Любекский мост будет взорван.

 

В связи с решением взорвать оставшуюся часть Любекского моста, городской строительный инженер Кривошапкин вместе с офицером сапёрного батальона осматривал мост.

 

При обследовании моста было выяснено, что уничтожить мост дешевле и удобнее путём взрывов, чем разборки моста подъёмными кранами. В настоящее время в рижской гавани даже не имеется подъёмных кранов, которыми можно было бы вытащить устои моста. К взрыванию моста приступят на будущей неделе; взорваны будут только те части моста, которые не поддаются разборке обычным путём.

 

«Сегодня вечером» 5 мая 1926 года: Любекский мост разбирается.

 

На старом Любекском мосту происходят работы по срыву деревянных частей оставшихся пяти ферм моста. В течение последних дней сняты боковые перила и почти весь настил моста. Фермы будут совершенно сняты, после чего приступят к снятию устоев моста и быков. Работы по срыву моста будут продолжаться в течение всего месяца, и надо надеяться, что в первых числах июня мост будет совершенно разобран. Из Двины также извлекаются находящиеся под водой части устоев, сломанные последним ледоходом на Двине. Подводные деревянные части устоев представляют большую опасность для судоходства в ночное время.

 

На обоих концах моста закончены работы по возведению бетонной надстройки для укрепления нового понтонного моста, прибытие которого ожидается в скором времени в Ригу.

 

10 мая 1926 года газета «Сегодня вечером» опубликовала фото двух элементов нового понтонного моста, прибывших в Ригу

 

 

Газета «Сегодня» 20 мая 1926 года: Остатки старого Любекского моста на Двине начали сносить.

21 мая 1926 года газета «Сегодня вечером» сообщила о начале наводки понтонного моста.

 

Городской строительный отдел уже приступил к наводке понтонного моста, причём работы начаты установкой понтонов с правого берега Двины, где устанавливаются старые понтоны. Вчера на городской стороне уже были установлены два элемента.

Последний караван элементов понтонного моста ожидается из Либавы на днях. В этом караване находится также береговой элемент для левого берега. После прибытия последнего каравана наводка моста будет продолжаться с обоих берегов одновременно.

Разборка старого Любекского моста, уцелевшие части которого не мешают установке нового понтонного моста, продолжается. Сперва проектировалось оставшиеся части Любекского моста взорвать, но теперь городской инженер Кривошапкин решил применить другой, более простой способ удаления старого моста, который будет постепенно разобран сверху, затем отдельные части при помощи буксиров будут опрокинуты. Сваи Любекского моста будут удалены из реки постепенно.

 

Деревянные части Любекского моста будут использованы для расширения городской купальни и для устройства специального отдела для спортсменов.

 

«Сегодня вечером» 22 мая 1926 года: Все элементы понтонного моста уже в Риге.

 

В 2 часа ночи из Либавы прибыл в Ригу третий и последний караван с элементами понтонного моста. К установке новых элементов будет приступлено немедленно после Троицы.

 

Не всё шло по намеченному плану. Не обошлось без задержек.

 

«Сегодня вечером» 31.05.1926 года: Установка понтонного моста задерживается.

 

В виду того, что судостроительная верфь Штраух и Круминь до сих пор ещё не закончила перестройки средних понтонов нового моста, которые должны соединить старую часть моста с новой, установка понтонного моста снова задерживается. На левом берегу реки до сих пор установлены только два понтона.

 

6 июня 1926 года газета «Сегодня»: В понедельник снесут Любекский мост.

 

В виду приближения певческого праздника и ожидаемого наплыва иностранцев постановлено срочным порядком ликвидировать оставшуюся часть Любекского моста, чрезвычайно безобразящую вид Двины. По странной случайности, снос последних остатков Любекского моста совпадает с юбилеем города Любека.

К сносу моста приступят в понедельник, причём сначала будет разобрана верхняя часть моста, после чего приступят к вытаскиванию свай моста. Для этой цели сваи будут привязаны прочными канатами к нескольким сильным буксирам, которые будут вытаскивать сваи из дна реки.

 

Верхняя часть моста и более крупные брёвна будут использованы для расширения купальни на Двине.

 

Кстати, Любек в самом деле в те дни отмечал своё 700-летие. Были на юбилее и представители Риги

«Сегодня вечером» 12 июня 1926 года: Сегодня в 8 час. утра судостроительная верфь Штрауха и Круминя, наконец, доставила давно ожидающийся понтон, который был сдан фирме для постройки. Как известно, понтон должен был быть закончен постройкой уже 15-го мая и только из-за него затормозилось открытие сообщения по понтонному мосту. Сегодня же приступлено к присоединению этого понтона и ожидается, что сообщение по понтонному мосту будет открыто в понедельник.

 

«Сегодня вечером» 14 июня 1926 года: Понтонный мост сегодня будет готов.

 

Работы по установке понтонного моста заканчиваются. В субботу работа по наводке моста продолжалась до 11 час. веч. и возобновившись в воскресенье в 4 часа утра, продолжалась до вечера в две смены. Сегодня утром работы возобновились с рассвета. К 8 час. веч. мост, может быть, будет открыт для пользования.

 

 

И вот, настал долгожданный день. 15 июня 1926 года понтонный мост был открыт. Это был вторник.

 

На следующий день в газете «Сегодня вечером» была опубликована небольшая статья – «О понтонном мосте».

Вчера имело место важное для латвийской техники событие: открытие новой, разработанной местными инженерами и изготовленной местными силами в либавских мастерских военного порта, части понтонного моста.

Капитальное сооружение, обошедшееся в громадную сумму, было проектировано городским инженером И.М. Кочуговым и под руководством его осуществлено. В момент, предшествующий открытию, наш сотрудник имел возможность побеседовать с г. Кочуговым относительно вопросов, касающихся этой постройки.

- Старый понтонный мост, - сказал инженер, - был единственным в своём роде, не имевшим себе подобных во всей литературе, и считался наиболее усовершенствованным. Поэтому мы прежде всего должны отдать должное автору его, талантливому рижскому инженеру Адольфу Акте.

Нам было проектировать легче, так как мы имели перед глазами образец, который за 30 лет своего существования проявил все свои недочёты.

Мы начали, конечно. С устранения недостатков. К ним, в первую очередь, относилась трудная уборка моста перед наступлением ледохода. На новом мосту, путём применения несложных новинок, эта операция доведена до возможной быстроты.

- Произвести несколько ударов молотком, и мост чуть не сам собою удерёт в порт, - с улыбкой говорит инженер.

Во вторых, понтоны неудобны были в обращении с ними, при взятии их из под моста для ремонта и окраски освобождённый старый понтон плавает кверху дном. Понтоны заменены устойчивыми. Они плавают нормально, как в порожнем виде, так и будучи наполнены водою. Это обстоятельство значительно облегчает ремонт, окраску, перевозку и т.д.

Понтонам придана не совсем обычная форма: угловатая, взамен прежней, сигаровидной. Сделано это с целью удешевления постройки, с одной стороны, и с тем, чтобы дать возможность изготовить их местным фирмам – с другой. Как известно, мост построен в Либаве, т.е. в Латвии.

Новая форма понтона имеет то преимущество, что позволяет легко его обслуживать и ходить по нему во всякое время года (плоская палуба и пр.).

Приняты, по возможности, во внимание и другие недостатки. Например, цепи, крепящие понтоны по дну реки, входят теперь в него не в подводной, а в надводной части сооружения. Этим исключена возможность замерзания воды на цепных трубках и разрыв их, что наблюдалось в старых понтонах.

Есть ещё целый ряд других усовершенствований для регулировки положения моста по высоте, направлению и пр.

Верхнее строение также отличается от прежнего. Оно не решётчатое, а состоит из сплошных балок и, несмотря на это, при большой прочности – легче. Обшивка толще, имеет специальные распорки, не позволяющие льду, если понтон придётся оставить под напором последнего, сжать сооружение.

Понтон длиною 30.8 метра, шириною 4,1 и высотою 3,8. Грузоподъёмность, однако приблизительно в полтора раза более и верхнее строение рассчитано на развивающееся движение по мосту. Пока ширина проезжей части оставлена прежняя (14 метров), но уже заранее предусмотрено всё, чтобы без больших хлопот можно было довести ширину до 18 метров.

Как отрадный факт, отмечу, что сложная работа постройки произведена в Латвии, что свидетельствует о значительном росте нашей строительной промышленности.

В виду того, что постройка понтонного моста – явление весьма редкое не только в Латвии, но и во всей Европе, то все фазы постройки зафиксированы на киноленте, и рижане, а также заявившие на это желание иностранные специалисты, скоро будут иметь возможность ознакомиться с этой фильмой.

Военные мастерские либавского порта отнеслись к работе чрезвычайно добросовестно и исполнена она хорошо.

На вопрос нашего сотрудника, как согласовать слова г. Кочугова об аккуратности работы с месячным запозданием открытия моста, он ответил:

 - Запоздание всецело вызвано совершенно непредвиденным обстоятельством, тем, что заказанные за границей материалы прибыли на место позднее установленного срока на 3,5 месяца. Военные мастерские, наоборот, подчеркнули свою делоспособность тем, что работая сверхурочно и даже по праздникам, сумели наверстать время, уменьшив опоздание на два с лишним месяца.

Затратив на мост около 42 миллионов, мы сохранили громадную сумму внутри страны.

Городское предприятие, которое многие считали слишком смелым для Латвии, удалось. Оно – залог того, что и в дальнейшем мы можем, опираясь на собственные силы, приступать к сложным работам, - закончил свою беседу г. Кочугов.

 

Как ни нахваливал господин Кочугов либавских умельцев, рижская гор. Управа имела к ним претензии.

 

Газета «Сегодня вечером» 28 июня 1926 года: Либавские мастерские оштрафованы гор. Ригой.

 

Рижская гор. управа постановила перевести в Либаву в счёт постройки понтонов рижского моста временно 15000 лат., вместо причитающихся мастерским либавского военного порта 81000лат. Как известно, либавские мастерские не соблюли срок поставки элементов рижского понтонного моста. Городской строительный отдел пока ещё не выяснил размер штрафа, который будет взыскан с мастерских за несоблюдение срока поставки.

 

15 июня 1926 года понтонный мост был открыт, но трамвайное сообщение по нему ещё предстояло наладить.

Газета «Сегодня вечером» 8 июля 1926 года:

Работы на понтонном мосту идут полным ходом. Прокладка трамвайных рельс происходит одновременно как с правого, так и с левого берега Двины. Одновременно также производится укрепление электрических проводов, которые у разводной части моста прикреплены специально выстроенным кронштейном. Трамваи будут при подходе к Риге включены в общую окружную сеть. Окончательно трамвайная линия будет готова в конце этого месяца, когда и начнётся движение по понтонному мосту, которое на 10-15 минут сократит поездку из Риги на Задвинье.

 

 

Газета «Сегодня вечером» 13 июля 1926 года: Работы на понтонном мосту.

 

Сегодня заканчивается прокладка двухколейной трамвайной колеи по понтонному мосту. Как с городской стороны, так и со стороны Задвинья на берегу установлены столбы для прикрепления электрических проводов….»

 

18 июля 1926 года газета «Сегодня вечером» опубликовала эту фотографию – «Вчера в Риге через восстановленный понтонный мост возобновилось трамвайное сообщение».

 

 В 1931 году второй понтонный мост приобрёл свои окончательные очертания – стал ПОЛНОСТЬЮ состоять из понтонов, изготовленных в Лиепае. Получается, что в 1931 году доделали то, что не успели сделать в 1926-м.

Про 1931 год - здесь

 

 

Вот, собственно и всё.