Оказывается, про понтонные мосты есть стихи. Вот, например:

 

… Понтонный мост скрипит на сочлененьях,

Стащить его стремится мощная река.

Он ходит ходуном от нетерпенья,

Когда ступает по нему моя нога…

(полностью здесь)

 

 

Конечно, это не про наши рижские понтонные мосты.

Почему про «наши»? Почему во множественном числе?

Потому, что их в Риге за всё время было три. Каждому был отведён свой срок, у каждого была своя судьба. Но о рижских понтонных мостах через Даугаву мало информации, да и та, что есть - противоречива. Особенно это касается второго понтонного моста. По дате его открытия существует путаница. По интернету гуляют три варианта – 1924, 1926 и 1931 годы. Попробуем во всём разобраться  с помощью газет «Сегодня» и «Сегодня вечером».

 

Сначала вкратце.

 Почему так часто в публикациях про второй понтонный мост фигурирует 1931 год? Потому, что в 1931 году «довели до ума» то, на что не хватило времени, сил и средств в 1926 году. В 1931 году второй понтонный мост приобрёл свои окончательные очертания – стал ПОЛНОСТЬЮ состоять из понтонов, изготовленных в Лиепае. Я же открытием второго понтонного моста считаю 15 июня 1926 года, т.к. с момента эвакуации в 1915/16 (?) году до этого дня в Риге не было понтонного моста. (Правда, с 1924 по 1926 использовались уцелевшие понтоны первого моста – ими продлили уцелевшую после ледохода 1924 года часть Любекского моста). В 1926 году и этот гибридный мост не выдержал ледохода. Но Риге нужен был мост. К этому моменту в Лиепае шли работы по изготовлению нового понтонного моста для Риги. Почти половина понтонов была уже сделана. Их отправили в Ригу. И вот, с 1926 по 1931 год функционировал понтонный мост, собранный наполовину из старых понтонов (путиловских) и новых (лиепайских). Они отличались по форме. А в 1931 году во время очередной наводки избавились от старых понтонов. С 1931 года все понтоны стали одинаковыми, изготовленными в Лиепае. Получается, что в 1931 году доделали то, что не успели сделать в 1926-м.

 

Старые понтоны (путиловские) в 1931 году Рига продала Рижскому взморью. Из них соорудили понтонный мост через Лиелупе в Булдури, движение по которому открылось 25 мая 1932 года.

 

ЗДЕСЬ заметки из газеты «Сегодня» за апрель-июнь 1931 года, в которых упоминается понтонный мост.

 

(все картинки в статье кликабельны)

В 1924 году ледоход разрушил Любекский мост. Его восстановили к июню 1924 года: к уцелевшим остаткам Любекского моста пристыковали понтоны, оставшиеся от первого понтонного моста. Естественно, пришлось что-то доделать, что-то переделать, что-то сделать заново. От правого берега шли понтоны, от левого – уцелевшая часть Любекского моста. Для стыковки была изготовлена спецконструкция. Так как в конструкции этого восстановленного Любекского моста использовались и понтоны, то многие стали называть этот мост понтонным. В газетах его тоже называли по-разному: то Любекским, то понтонным. Отсюда, наверно, и взят 1924 год, как год постройки второго понтонного моста. Но это всего лишь год восстановления Любекского моста. Этот гибридный мост продержался до апреля 1926 года. Ледоход снова разрушил мост. Опять не выдержали деревянные части Любекского моста. Опять несколько пролётов унесло в залив. Но к счастью, к этому времени уже шла подготовка к постройке нового понтонного моста, того самого, который делали в Либаве. Как только закончился ледоход, приступили к работам по установке нового, теперь уже полностью понтонного, моста. Открытие моста состоялось 15 июНя 1926 года. Трамвайное движение по нему открыли 17 июЛя 1926 года.

В день открытия моста, 15.06.1926. корреспондент газеты «Сегодня вечером» побеседовал с инженером Кочуговым, спроектировавшим этот мост. Он говорил, что проектировать мост было легче, чем авторам первого понтонного моста. Ведь уже перед глазами был образец. «Поэтому мы прежде всего должны отдать должное автору его (первого понтонного моста), талантливому рижскому инженеру, покойному Адольфу Акте».

 

 

 

А теперь можно и поподробнее.

 

Немного предыстории

(газета «Сегодня» 1 июня 1924 года).

 

Первый плавучий мост был построен возле Риги в 1701 году, когда шведский король Карл XII разбив русскую армию возле Нарвы, спешил совершить своё победоносное нападение на польско-саксонскую армию, стоявшую на левом берегу Двины – от Кокенгаузена до Усть-Двинска. Генерал-губернатор граф Дальберг (тот самый, что нелюбезно встретил Петра I в 1697 году в Риге) собрал всевозможные, имевшиеся в городе, «плавучие средства» и, скрепив канатами, стали размещать поперёк течения реки, укрепив их опущенными на дно якорями. По-видимому, мост этот состоял по преимуществу из больших барок, стругов и малых судов. Сверху был сделан толстый деревянный настил. Наводили его на Красной Двине.

Однако, энергичный Карл XXI не пожелал дождаться окончания постройки и, вопреки совету Дальберга, решил немедленно переправиться через реку.

9-го июня 1701 года, когда впервые после длительного ряда беспросветно дождливых дней выглянуло яркое солнышко, шведская армия, в количестве около 7000 человек, на многочисленных судах и лодках, защищённых от неприятельских выстрелов толстыми дощатыми щитами, переправились на левый берег.

Артиллерия была погружена на большие плоты. С ветреной стороны от этих плотов двигались другие плоты, на которых пылали горы мокрой соломы и связки пеньки. Под покровом дымовой завесы орудия переправились почти незамеченными. Карл XII одним из первых выскочил на сушу и тотчас же на левом берегу разыгралась знаменитая битва на Спилве. В сражении, центром которого были луга Спилве (нынешний аэродром), саксонцы были разбиты наголову. А на Лютцаусгольме, в том месте, где теперь высится памятник, геройской смертью пало 400 русских солдат.

Разбив неприятеля, исправив и укрепив против Риги форт Коберншанц, король подарил городу плавучий мост, построенный на Красной Двине. Его перевезли на Двину и навели между крепостью и Коберншанцем. С этого времени до Великой Европейской войны плавучий мост ежегодно наводился на этом месте.

Подарок Карла держался 4 года, но ледоходом 1705 года был почти целиком унесён в море. Спасти удалось лишь его обломки.

Однако, в следующем же году был построен новый мост, уже основанный на плотах. Он также недолго простоял. В ночь на 3 ноября 1709 года, когда шведы под напором войск Петра Великого окончательно покинули Коберншанц, они, отступая, развели мост.Плоты его позже были сожжены.

Новый мост, также на плотах, был построен русскими в 1714 году.

Он имел огромное значение, так как в те времена именно через него шёл почтовый и курьерский тракт из Петербурга в Берлин. Разводка его во время ледохода создавала большие трудности при сообщении с заграницей. Поэтому, естественно, что на быстрое наведение моста обращалось чрезвычайно много внимания.

Работы эти обставлялись целым ритуалом. Ими руководил городской архитектор, а производились они корпорацией «анкерников» (якорщиков), которые обладали привилегией на производство всех сплавных работ по Двине. Для забивки свай приглашались поденные рабочие. Для того, чтобы поддерживать бодрое настроение среди всей этой «армии», на берегу играла музыка. Особою честью считалось как можно раньше начать работы и как можно скорее их закончить, а потому их начинали в опасное время, когда половодье ещё не окончилось. Анкерники работали круглые сутки. По ночам здесь пылали факелы, а на берегу разводились большие костры. Здесь же подкреплялась закуской и крепким пивом и ночевала отдыхающая смена.

Неудобство основанного на плотах моста побудило город перейти к понтонной конструкции.

27-го мая 1896 года по новому понтонному мосту было открыто сообщение.

В 1915/16 (?) году мост был эвакуирован в нынешнюю Эстонию, в Гапсаль, а когда туда подкатилась волна немецкого наступления, то по одному понтону каждого элемента было подорвано. Понтоны перевернулись. В 1918 году, по распоряжению немецких оккупационных властей, городом была сделана попытка спасти их. Тогда удалось доставить в Ригу лишь несколько элементов, а остальные 5 были раскиданы бурей: их не успели вывезти, вследствие начала германской революции.

Любекский мост
Любекский мост

 

 

К осени 1917 года были уничтожены все рижские переправы через Даугаву. Саперы немецкой армии возвели новую переправу – Любекский мост...

 

1924 год

 

 

Итак, весна 1924 года. Ледоход.

6 апреля газета «Сегодня» сообщает: Любекский мост снесён.

 

… Уже от первых ударов ледохода мост задрожал и затрещали ледорезы. В ближайшие за тем минуты острые, аршинной толщины, льдины стали налетать на устои моста, подпиливая их, как острой пилой.

Вся тяжесть ледохода обрушилась на правую сторону моста, ибо левая защищена Заячим островом. Очень скоро один за другим стали слетать в бурлящую ледяную массу подпиленные у основания пролёты моста. Их снесено было разом 7, считая с правого берега, в том числе и разводной для пропуска судов. Лишённая опоры, с громким треском рухнула входная на мост арка, с потускневшим на ней оккупационным белым крестом и с памятной немецкой надписью. Освободившиеся ледяные массы с громадной быстротой понеслись вниз по течению. В это время заколыхался язык набатного колокола на Петровской церкви и в город поплыли тяжёлые звуки шестикратного тревожного звона.

 

Прочные ледорезы держались почти в течение часа, но скоро у первого из них, ближайшего к набережной, был разбит железный нос, и начавшие ударять в сваи ледяные глыбы стали подгрызать его основание. Ровно в 5 часов этот ледорез рухнул и, покачиваясь, поплыл по течению. Миновало ещё четверть часа, и под напором льда стали содрогаться остальные предохранители унесённого моста, и вскоре один за другим, как чёрные гробы, понеслись они среди бурлящей массы в море. В 6 ч. веч. Держался только седьмой, по счёту, ледорез…

 

Городские власти сразу же решили, что мост необходимо восстановить.

 

«Сегодня» 8 апреля 1924 года: «Как будет восстановлен мост?»

 

Городская управа весьма озабочена ликвидацией последствий имевшего место в субботу наводнения. Строительный отдел управы признаёт необходимость произвести работы по восстановлению моста в самом спешном порядке, так как производящееся по железному мосту сообщение является чрезвычайно неудобным и затруднительным: идущим и едущим в Задвинье приходится делать круг, кроме того, жел. Дор. Мост имеет настолько крутые въезды, особенно с задвинской стороны, что лошади не могут провезти по нему полного количества груза и приходится уменьшать его размеры.

Унесённую ледоходом часть Любекского моста предполагается заменить теми понтонами, которые прошлым летом были подняты с морского дна в Эстонии, возле Гапсаля, и доставлены в Ригу. Их придётся установить 10 штук. Часть работы управа предполагает произвести хозяйственным способом, а часть с подряда.

Сданы будут, главным образом, деревянные работы: устройство верхнего настила моста, постройка деревянных плашкоутов, которые будут подведены под фермы взамен отсутствующих у некоторых элементов моста понтонов.

Вопрос о восстановлении моста несколько осложняется тем обстоятельством, что Любекский мост стоит не на том месте, где раньше находился понтонный и где набережная была приспособлена для устройства спрягающего с понтоном звена. Понтонный мост находился ниже, против Грешной улицы. Придётся, повидимому, разобрать деревянные въезды, заново их построить, а также построить часть набережной.

От моста уцелело 8 пролётов, а девятый навис над водой.

С утра вчера было приступлено к уборке обрушившейся арки портала перед сходом на мост. Дубовую его доску с резной надписью предполагается снять и передать в военный музей не хранение…

 

… Оказывается, что не все пролёты моста были унесены в море. Два из них налетели на мель в том месте, где Двина, поворачивая вправо, образует излучину, то есть возле Магнусгольма. К мели отправлены ледоколы» Лачплесис» и «Перконс», с заданием отвезти пролёты в более безопасное место».

 

К этому ещё стоит добавить информацию из «Сегодня» от 1 июня 1924 года об уцелевших понтонах старого моста: В прошлом году, по поручению управы, корабельный инженер Кочугов поднял у Гапсаля и доставил в Ригу ещё 5 элементов. Были приведены также 2 из Больдераа и Буллена. Из них создано сейчас 10 элементов, и их как раз хватит для того, чтобы заполнить недостающее пространство от Двинского берега до уцелевшей части Любекского моста.

 

 

 

 

«Сегодня» 15 апреля 1924 года: Установление понтонного моста до уцелевшей части Любекского моста, как полагают, будет стоить свыше 7 млн. рублей.

Кстати, во время ледохода 1924 года пострадал не только Любекский мост. Досталось и старому железному мосту, правда, в гораздо меньшей степени.

 

«Сегодня» 16 апреля 1924 года: Остатки деревянного моста, унесённые в море ледоходом, всё ещё носятся льдами около Вец-Акена. Подобрать и доставить их в порт нет ещё возможности.

 

«Сегодня» 17 апреля 1924 года: Ледоколам «Перконс» и «Лачплесис» поручено привезти обратно в  Ригу унесённые ледоходом фермы Любекского моста, которые всё ещё находятся во льду между Вецакеном и Царникау.

 

 

 

«Сегодня» 26 апреля 1924 года: Вынесенные у Вецакена части рижского деревянного моста, льдами были за последние дни отнесены к Пернигелю. Ледоколу «Лачплесис» удалось два пролёта доставить в устье Двины.

 

«Сегодня» 27 апреля 1924 года: Городская управа постановила сдать постройку нового понтонного моста вместо Любекского деревянного - фирме И. Берзинь за 3000000 рублей

 

 

 

«Сегодня» 1 мая 1924 года: Ремонт трёх понтонов деревянного моста сдан подрядчику В. Гривину за 150 тыс. рублей

«Сегодня» 7 мая 1924 года: Фермы моста продаются.

 

 

Доставку в Ригу снесённых ледоходом ферм деревянного моста в своё время принял на себя морской департамент, однако, теперь от этого отказался. Некоторые фермы находятся у Курляндского побережья, а остальные севернее Царникау. Городская управа постановила упомянутые фермы продать на местах прибрежным жителям.

 

То, что Риге нужен новый постоянный мост, городское начальство понимало, но никак не могли определиться с его месторасположением.

 

«Сегодня» 11 мая 1924 года: К постройке постоянного моста через Двину.

Специальная комиссия гор. Управы, занимавшаяся разработкою вопроса о постройке гор. моста через Двину, закончила свою работу. Заключения представляются на утверждение гор. Думы. Комиссия по постройке моста через Двину представила два проекта. Председатель Аропет и члены комиссии Ягар, Рененкампф и Штейн нашли, что если обследование прочности ферм жел. дор. моста не даст благоприятных результатов, то в первую очередь, надо будет построить мост в районе жел. дорожных мостов, в противном же случае – в конце Вальдемаровской ул. Члены же комиссии Эферт и Ламве находят, что новый мост нужно построить против Старого города.

 

Город постановил запросить о старом жел. дор. мосте мнение мин. сообщения. Если можно будет пользоваться этим мостом, то новый мост будет построен дальше нынешних мостов, вниз по течению.

 

В конце мая стали появляться сообщения с конкретными датами сдачи моста в эксплуатацию. Первое такое сообщение было в газете «Сегодня» 29 мая 1924 года: Исправление Любекского моста будет закончено к 10 июня. 70 процентов работ уже исполнено. Понтоны находятся за АБ дамбой, где строятся отдельные пролёты.

 

Забегая вперёд отметим, что 29 мая мост сдан не будет. 30 мая был установлен только первый пролёт моста.

 

«Сегодня» 31 мая 1924 года: Первый пролёт понтонного моста установлен.

Вчера вечером из АБ дамбы был доставлен к правому берегу двинской набережной первый береговой пролёт понтонного моста и установлен на только что построенном бетонном базисе набережной.

Он окрашен в кирпичный цвет и снабжён совершенно новым настилом. Привод сюда следующих элементов (кстати сказать, частью уже отремонтированных), город, до укрепления всех якорей, признаёт преждевременным.

 

Срочная доставка первого понтона оказалась необходимой для того, чтобы открыть возможность сооружения въездной площадки на мост.

 

При восстановлении моста не обошлось без неприятностей – был сбит ключ с головы «мёртвого якоря».  В том же номере газеты опубликована заметка об этом – «Катастрофа при постройке понтонного моста»: Вчера около 2 часов дня большой грузовой парусник, ведомый буксиром, налетел на городской плашкоут, с которого производились работы по завинчиванию «мёртвого якоря» для нового понтонного моста.

В результате столкновения сбит ключ с головы якоря, который уже футов на 6 был завинчен в дно реки. «Ликвидация» катастрофы потребует серьёзных водолазных работ.

 

Для чего эти якоря нужны – об этом  в статье Б. Шалфеева "Как строют мост" в номере газеты «Сегодня» от 1 июня 1924 года.

 

… В настоящее время больше всего забот городу причиняет работа с понтонными якорями.

Понтоны в прежнее время устанавливались на так наз. «мёртвых якорях». Это громадные железные веретена, с винтообразною лопастью на конце, весящая вместе с цепью по 100 с лишним пудов, т. е. около 2 тонн. Они завинчиваются в дно реки на глубину 11 футов особым ключом, со специально оборудованных плашкоутов. Первый раз при наводке моста их завинтили со льда, и над этим делом провозились всю зиму.

Якоря несколько раз вынимались и ставились на новые места, а при эвакуации Риги (1916 г.), когда мост увозили в нынешнюю Эстонию, якоря, вместе со своими цепями, были оставлены на дне реки, где они обретались до нынешнего года, когда, в силу необходимости, о них вспомнили. Мысль об использовании старых якорей явилась потому, что спешное изготовление новых обошлось бы колоссально дорого.

В виду того, что понтонный мост теперь восстанавливается не на прежнем месте русла, а приблизительно 40-45 метров выше, то использовать находящиеся на прежних местах якоря оказалось невозможным, и перед городской управой стала задача извлечения их со дна реки и завинчивания на новых местах.

Для осуществления этой цели спешно оборудованы были 2 плашкоута: один для извлечения якорей, другой – для установки их на новом месте.

Плашкоуты представляют собою 2 большие, соединённые между собою деревянные баржи, на которых красуется высокая тренога. Они находятся в работе на Двине и ежедневно привлекают массу толпящейся на набережной публики.

В среду был извлечён первый якорь и в тот же день на дно Двины был завинчен один из запасных якорей. Всего их придётся установить до 30 штук.

Работы по извлечению и установке якорей связаны с известными трудностями, зависящими от каприза речного дна. В речном песке имеется много остатков старых деревянных кораблей, засосанных песком и ушедших в глубину ложа, а на днях при поднятии якоря был извлечён даже предмет, по-видимому, неземного происхождения.

Это почти правильный полушар, величиной с человеческую голову, полый внутри, с довольно толстыми стенками, производящий впечатление капли застывшего в воде металла. В него со всех сторон вплавились камни речного дна, а в некоторых местах видны кусочки сгнившего дерева. Предполагают, что это обломок метеорита, когда-то упавшего в Двину.

Только специалист, конечно, будет в состоянии с точностью определить, является ли этот предмет действительно обломком «падающей звезды».

Извлечение якорей связано с водолазными работами. Работы водолазов затрудняются сильным течением реки, хотя глубина в этом месте в среднем не превышает 8 метров. Мешают, конечно, и шныряющие взад и вперёд пароходики и паромы.

Производятся работы и на самой набережной. Там готовятся опоры, на которые лягут массивные концевые фермы первого элемента понтонного моста.

Сами понтоны ремонтируются и собираются в других местах. Они и деревянный настил будут доставлены на реку уже в готовом виде.

Город, сознавая необходимость скорейшего наведения моста, лихорадочно торопит строителей. На Двине работы ведутся в 2 смены и не приостанавливаются даже по воскресеньям и праздничным дням.

 

Кроме стремления обеспечить гражданам удобный способ сообщения с левобережной Ригой управой руководит в данном случае и маленький эгоистический расчёт: отсутствие моста больно бьёт по городскому карману, так как мост давал городу доход в размере около 90000 рублей в год.

 

«Сегодня» 17 июня 1924. Обещанное к 10 июня завершение работ по восстановлению моста не состоялось. Работы затянулись по вине подрядчиков: Возобновление Любекского моста задержалось вследствие того, что некоторые фабрики не исполнили во время подрядов. Мост будет готов в конце этой недели.

 

А в море продолжают находить унесённые половодьем элементы Любекского моста: Ещё одна ферма Любекского моста, унесённая весенним половодьем в море, в настоящее время обнаружена на мели у острова Руно.

«Сегодня» 18 июня 1924 года.  Как будет выглядеть Любекский мост: «Как только будут доставлены железные части, наводка моста будет закончена через 1 день. Новая часть моста достигает длины 290 метров. Всех элементов моста - 10, считая и береговые. Длина оставшейся части Любекского моста - 240 метров. Новая форма Любекского моста – ломанная линия с тупым углом посередине»

 

 

И вот настал долгожданный день.

 

 

«Сегодня» 22 июня 1924.  Любекский мост открыт.

 

Городские инженеры всё-таки исполнили своё обещание: сделали рижанам к Иванову дню подарок, открыв вчера (21.06.1924.) сообщение по Любекскому мосту …

Терпеливая публика с 7 часов стояла у барьера, и в 11-м часу, с криком и шумом, бросилась по понтонам и по заново сделанному настилу старой части Любекского моста.

Впереди, конечно, понеслись велосипедисты. Их было семь. За ними толпа, человек в 200, в возрасте от 7 до 17 лет. А дальше – редкие ряды более солидной публики и один единственный извозчик, на пролетке которого, украшенной зеленью, гордо восседают два весьма молодых человека...

Именинниками чувствуют себя «творцы моста», инженеры И. М. Кочугов и М. Д. Кривошапкин. Овациями чествуют их рабочие.

 

И есть за что. - Произведя хозяйственным путем большую часть работ, город сэкономил свыше миллиона. Вся постройка обошлась около 6 750 000 руб.

Мост из сохранившихся частей понтонного и Любекского мостов 1924-1926 г.г.
Мост из сохранившихся частей понтонного и Любекского мостов 1924-1926 г.г.

 

Таким образом, получился гибридный мост – смесь Любекского и понтонного. Для временной переправы годится. Но Риге нужен постоянный мост, и «городская управа проектирует к будущей весне изготовить понтоны также для оставшейся части Любекского моста»

 

(газета «Сегодня» 27 июня 1924 года)

 

 А по морю «У о. Руно ветрами и бурею носились долгое время два пролёта вынесенного ледоходом деревянного моста. Теперь эстонские морские власти прибрали эти опасные для судоходства блуждающие остатки моста, вытащив их на берег острова»

 

Каким был ледоход в 1924 году видно на этих кадрах кинохроники